Главная Статьи Сергей Ивлеев: «Им всем важно помнить, что ты победил, потому что выжил. Во всем остальном мы поможем»

Сергей Ивлеев: «Им всем важно помнить, что ты победил, потому что выжил. Во всем остальном мы поможем»

Генеральный директор Центра восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея (санаторий «Русь») Сергей Фенович Ивлеев, поделился своими наблюдениями о том, как понятие «реабилитация» проявляется не только в физическом изменении состояния пациента:

 — Если говорить медицинскими терминами, у нас проходит второй этап медицинской помощи. 

Первый этап – это острое состояние, в котором бойцы попадают в госпиталь. Когда проходит острая фаза ранения – воины попадают к нам.

Мы гражданское учреждение, поэтому нашу помощь могут получить демобилизованные, члены семей участников СВО и члены семьи погибших. Действующие военнослужащие также могут обратиться к нам в период своего нахождения в отпуске, но на коммерческой основе. Как правило, с помощью благотворительных фондов.

В нашем учреждении предоставляется полный комплекс реабилитационных услуг: не только медицинской, но и психологической, социокультурной и в том числе – духовной.

Мы осознаем важность духовной реабилитации наравне с физической. Представители Русской Православной Церкви, буддизма и ислама оказывают духовную поддержку в нашем центре. У нас есть молельные комнаты, открытые для всех верующих – православных, мусульман и буддистов. Мы тесно сотрудничаем с местными храмами и получаем помощь от московских монастырей.

Социокультурная реабилитация включает в себя помощь людям, которые прошли боевые действия, в адаптации к обычным условиям жизни. В нашем центре мы предлагаем разнообразные мероприятия, такие как просмотр фильмов, поездки, чтение книг, посещение музеев и участие в интересных событиях. Мы также активно сотрудничаем с артистами, которые бескорыстно выступают для наших гостей.

В нашем центре мы придерживаемся системного подхода, учитывающего взаимосвязь между центральной нервной системой и физическими последствиями травм. Важна психологическая поддержка, поэтому в нашем центре работает психологическая служба. К психологам часто обращаются с разными запросами.

Ранее мы занимались восстановлением ветеранов афганской и чеченской войны. Врачи, анализируя их результаты реабилитации, пришли к выводу, что процесс восстановления у тех, кто приезжает с родственниками: родителями, супругами, детьми, проходит гораздо более эффективно. Я поясню, почему.

Давайте рассмотрим ситуацию с женами. Представьте, вчера ваш муж был здоров и энергичен, он был опорой семьи, а сейчас вы обязаны заботиться о нем. Это может стать серьезным испытанием для вас.

Мы принимаем жён и матерей в нашем центре по нескольким причинам, в том числе для повышения результативности медицинской помощи. Мы создаем условия, чтобы не сразу бросить на них тяжесть болезни и физических нагрузок, а постепенно погружать их в новую реальность, обучая их вместе преодолевать сложности.

Мы также обучаем методам ухода и восстановления дома, делая все возможное, чтобы показать, что ситуация не настолько страшна, как может показаться.

Еще один пример. У нас был парень из Макеевки, который пережил ампутацию левой ноги, серьезное ранение правой ступни и потерю пальцев на руках. Он приехал со своей супругой и провёл у нас на реабилитации почти полтора месяца.

Важным моментом здесь является процесс адаптации к новым условиям, который мы называем «знакомством».

В этих трагических обстоятельствах родные люди встречают своего близкого, который предстаёт перед ними в новом обличии – больным, изуродованным войной человеком. Он больше не является опорой семьи, защитником. Он отдал себя.

Я увидел, что молодая супруга смотрела на него с опаской и со страхом. Его тогда только привезли из госпиталя в Санкт-Петербурге, а она приехала из Донецка.

Они стали заново «знакомиться». Знакомиться, когда твой муж стал инвалидом. Она смотрит на мужа и плачет…

Наша главная цель заключается не только в физической реабилитации и привыкании бывшего солдата к новым условиям. Не менее важно помочь этой молодой женщине справиться, выстоять, найти внутренние силы все пережить и многому научиться. Задача жены – пройти этот сложнейший для их семьи период.

Человек находится в условиях санатория, что означает, что ему не нужно заниматься домашними делами, уборкой и готовкой. Девушка занималась только мужем, они вместе ходили на процедуры, много общались, что-то друг другу рассказывали, и она постепенно стала улыбаться. Не было такого напряжения, которое было в начале, когда они только начали знакомиться с новыми жизненными условиями.

Валера, муж, рассказывал, что в госпитале мог лениться, не ходить на процедуры, его волновала ситуация, как он «другим» появится перед женой, из-за этого на все махнул рукой.

У нас в 9 утра они оба уже на ЛФК, она его провожала на каждое занятие. Режим был расписан по минутам. Парень со мной делился: «Я смотрю на жену и думаю, а как я ее могу подвести. Мне надо вставать, мне надо идти тренироваться».

Такое плавное включение в другую жизнь помогает человеку вернуться в привычную среду, когда он приедет домой.

Ещё одну историю вспоминаю.

Житель Донецка, находясь на фронте, получил серьезные травмы, повлекшие ампутацию ног и левой руки, повреждения внутренних органов.

Не так давно он приезжал к нам вместе с женой и двумя детьми. А тогда, много месяцев назад, они сидели в приемной и «знакомились». Было заметно их напряжение.

Он был в инвалидной коляске, а жена и дети сидели рядом, но держались в стороне. Я  видел, как она смотрит на него и плачет, а дети, испуганные, обнимают ее, но не подходят к отцу. Он молча наблюдал за ними.

Семья была у нас на реабилитации почти 70 дней. После 40 дней я заметил, что в первый раз вечером мужчина сидел со своими детьми в зимнем саду. Они были вместе, обнимались, читали книгу, сын справа, дочь слева. Взгляд у жены изменился – стал более решительным, а не потерянным.

После реабилитации они уехали в Москву, чтобы получить бионические протезы. Потом их отправили в Крым на восстановление. Затем опять к нам, на повторную реабилитацию, так как травмы были очень серьезными.

Увидев их в коридоре, я заметил, что они выглядят совершенно иначе. Он ходил на протезах, держась за руку с женой. Это уже была совсем другая история. Очевидно, что семья не разрушится, потому что парень осознает свою ценность для семьи и детей.

У нас есть ветераны, которые прошли службу в Афганистане и Чечне. Они нуждаются в регулярной реабилитации, которую проходят у нас. Эти взрослые мужчины оказывают большую поддержку нашим новым пациентам – молодым бойцам СВО.

Они лучше, чем специалисты, могут объяснить, как нужно дальше жить, делятся своим опытом и дают важную информацию – куда обратиться, как устроена жизнь человека с инвалидностью, как получать пособие, как снизить коммунальные платежи и так далее. На этом трудном этапе их помощь особенно значима.

Им всем важно помнить, что ты победил, потому что выжил. Во всем остальном мы поможем!

 Беседовала Елена Вербенина

,